ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
ПРАВИЛА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ
• Не подозревать дурного;
• Не высмеивать;
• Не выслеживать;
• Не выспрашивать;
• Не подшучивать;
• Не принуждать к ответственности;
• Не контролировать интимный опыт общения;
• Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;
• Созидать навыки общения в доме по принципу открытости;
• Давать право на собственный опыт;
КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ
В школе:
• Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;
• Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;
• Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
• Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть некогда критичным, циничным по отношению к нему;
• Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;
• Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.
В семье:
•Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;
•Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;
• Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;
•Предпочитать требовательность - безразличию, свободу - запретам, тепло в отношениях - отчужденности;
• Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!
• Избегать ортодоксальных суждений;
•Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.
К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ
Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:
· К стремлению «уйти в себя»;
· К изолированности;
· К отчуждению во взаимоотношениях;
· К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт;
· К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
· К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
· К повышению нервно-психической напряженности;
· К снижению активности;
· К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.
КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО
· Обидно, когда все беды валят на тебя;
· Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными;
· Обидно, когда тебе не доверяют;
· Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
· Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;
· Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься;
· Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
· Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;
· Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;
· Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.
Психолого-педагогические рекомендации для родителей
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
-Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой – либо учебный предает, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
-Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
- Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов.
Главное, что должны сделать взрослые в этом случае - это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов
|