ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя. Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей. Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире. ПРАВИЛА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ • Не подозревать дурного; • Не высмеивать; • Не выслеживать; • Не выспрашивать; • Не подшучивать; • Не принуждать к ответственности; • Не контролировать интимный опыт общения; • Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме; • Созидать навыки общения в доме по принципу открытости; • Давать право на собственный опыт;
КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ В школе: • Предоставлять реальную возможность в достижении успеха; • Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания; • Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков; • Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть некогда критичным, циничным по отношению к нему; • Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания; • Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам. В семье: •Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем; •Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье; • Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем; •Предпочитать требовательность - безразличию, свободу - запретам, тепло в отношениях - отчужденности; • Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим! • Избегать ортодоксальных суждений; •Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми. К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести: · К стремлению «уйти в себя»; · К изолированности; · К отчуждению во взаимоотношениях; · К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт; · К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»; · К еще большему перевесу эмоционального над рациональным; · К повышению нервно-психической напряженности; · К снижению активности; · К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию. КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО · Обидно, когда все беды валят на тебя; · Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными; · Обидно, когда тебе не доверяют; · Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо; · Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие; · Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься; · Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»; · Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами; · Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться; · Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили. Психолого-педагогические рекомендации для родителей - Не сравнивайте ребенка с окружающими. - Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. -Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. - Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. - Чаще обращайтесь к ребенку по имени. - Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. - Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой – либо учебный предает, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить. -Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. - Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. - Используйте наказание лишь в крайних случаях. - Не унижайте ребенка, наказывая его. - Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!» - Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов. Главное, что должны сделать взрослые в этом случае - это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов |