Проблема агрессивного поведения уже долгое время является одной из наиболее актуальных в психологической науке. Кризисные процессы, которые происходят в современном обществе, отрицательно сказываются на психологических особенностях людей, порождая агрессию, жестокость и озлобленность. Общество сегодня особенно озабочено проблемой агрессивности подростков, их асоциального, враждебного поведения, подверженностью различным «взрослым» порокам общества, таким как наркомания, алкоголизм. Рост процента детской преступности, циничный и жестокий характер поступков сегодняшних подростков вызывают беспокойство у родителей, их ближайшего окружения и, в первую очередь, у педагогов и детских психологов. Проведенное нами в 2014 г. исследование подростков 7-х, 8-х, 9-х классов г. Волгограда показало, что высокий и средний индекс агрессивности наблюдается у 51% респондентов, а индекс враждебности обнаруживается у 66% испытуемых (по методике А. Басс и А. Дарки). Согласно данным, полученным с помощью методики «Агрессивное поведение» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева, у 91% подростков проявляется склонность к прямой вербальной агрессии, и лишь 18% могут выражать вербальную агрессию косвенно. Наличие склонности к косвенной физической агрессии присутствует у 30% подростков, и самый большой процент – 94% – набрали испытуемые, проявляющие агрессию физически и напрямую. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема агрессии в подростковой среде является одной из самых злободневных в наше время. Особенно актуальным в наши дни остается вопрос поиска причин агрессивного поведения подростков, среди которых можно выделить следующие: ü Подростковый период характеризуется появлением новых специфических потребностей, которые зачастую не согласованы между собой. С одной стороны, стремление к общению со сверстниками, быть как все, с другой – утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию, быть самим собой [2]. ü Небольшой социальный опыт, приобретенный подростком к этому времени, не дает ему возможности грамотно выстраивать свое поведение для удовлетворения обострившихся потребностей. Для детей этого возраста сложно выстраивать отношения не только со сверстниками, но и с взрослыми, что приводит школьников к внутреннему дискомфорту. ü Из ситуаций внутреннего неблагополучия дети могут выходить либо пассивным способом, например, испытывать повышенную ситуативную или личностную тревожность, негативные эмоции, в частности страх, астенические состояния, либо активным способом – через агрессивное поведение. К защитной агрессии, в первую очередь, прибегают дети, воспринимающие внешний мир как угрожающий, полный опасностей, то есть тревожные дети. Такие ученики предрасположены к отстаиванию себя и своей правоты с помощью как физической, так и вербальной агрессии, то есть, если они и нападают на окружающих, то, в первую очередь, пытаются завуалировать собственную незащищенность. Несмотря на то, что школьники с выраженной тревожностью считаются наиболее «спокойными, удобными», – с одной стороны, они готовы на уроках, выполняют требования учителей, с другой стороны, нередко таких школьников характеризуют как «трудных», более невнимательных, невоспитанных, неуправляемых [1]. Соглашаясь с мнением большинства современных психологов, мы считаем, что одной из главных причин агрессивного поведения является социальное научение. Д. Майерс отводит наиболее важную роль в этом аспекте раннему опыту воспитания детей в определенной культурной среде, традициям, заложенным в семье, эмоциональным отношениям между родителями и детьми. Реакции родителей на определенное поведение ребенка, уровень гармонии либо дисгармонии в семье, отношения с братьями и сестрами – все это и есть самые важные факторы, обуславливающие агрессивное поведение подростка в дальнейшем [3]. Как показывают данные по методике “PARI” Е. С. Шефера, Р. К. Белла, агрессивные подростки воспитываются в семьях, где отсутствует (либо находится на низком уровне) эмоциональный контакт матери с ребенком. 94% подростков с высоким уровнем разнообразных агрессивных проявлений в поведении воспитывались именно в тех семьях, где наблюдается уклонение матери от эмоционального контакта с ребенком. Также нами была выявлена излишняя концентрация некоторых родителей на ребенке. Это проявляется в различных аспектах, наиболее важными из которых являются: подавление полового развития и становления сексуальности ребенка (89%), максимальное подавление воли, самостоятельности подростка, выдаваемое за беспокойство о его безопасности (73%), при этом 79% родителей желали бы ускорить развитие ребенка. Наибольшее внимание необходимо уделить уклонению родителей от эмоционального контакта с ребенком, так как это – самый важный фактор формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте. Если безразличие родителей к тому же сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению. Особенно сильно это проявляется именно в подростковом возрасте. Не менее важны проявления раздражительности и вспыльчивости со стороны родителей, а также чрезмерные суровость и строгость в воспитании. Излишняя строгость, как правило, выявляется в применении различного рода наказаний в воспитательном процессе, что способствует усвоению ребенком моделей агрессивного поведения и демонстрации их в сложном подростковом возрасте. Данные результаты были подтверждены с помощью методики «Родителей оценивают дети» И. Фурма- нова и А. Аладьина. В рамках детско-родительских отношений, на взгляд детей, присутствуют как гипопротекция (в 85% случаях), так и гиперпротекция (в 64% случаях). При гиперпротекции родители уделяют ребенку максимум времени и внимания, для них воспитание есть главное дело жизни. В таких семьях родители пытаются оградить ребенка от жизненных трудностей, создать «тепличные условия» для его развития. При гипопротекции ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него». За ребенка «берутся» лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. 64% опрошенных подростков считают, что в отношениях родителей к ним присутствует такая черта как расширение сферы родительских чувств. Зачастую данный феномен отмечается при следующих нарушениях воспитания: потворствующая или доминирующая протекция. Эти нарушения воспитания возникают чаще всего, когда в супружеских отношениях происходит раскол, например: несоответствие характеров супругов, эмоциональная холодность друг к другу, развод, смерть одного супруга и др. Согласно данным социальных паспортов классов, 79% агрессивных подростков живут в неполной семье, при этом 12% из них живут с отчимом, 63% проживают только с мамами, и 4% не имеют ни матери, ни отца. На основе анализа результатов исследования можно говорить о том, что одной из причин подростковой агрессии является качество детско-родительских отношений, в частности нехватка любви со стороны значимых взрослых. Это случается, когда ребёнок воспринимается родителями как нежеланный. Он «мешает», раздражает, на что родители отвечают недоброжелательностью, а иногда и жестоким обращением. Следствием таких отношений у подростка является ощущение незащищённости, «брошенности», что, в свою очередь, побуждает его вести себя агрессивно, чтобы защитить себя. Поэтому психологи расценивают такое поведение как способ привлечь к себе внимание, «завоевать» любовь. Выстраивание данной модели поведения подростками может происходить как сознательно: «Пусть лучше накричат, накажут, чем не обратят внимания», так и бессознательно. Другая причина агрессивного поведения заключается в стремлении подростка к автономии, самостоятельности, ограждению своего «Я». Необходимо отметить, что данные характеристики являются нормой развития подростка и связаны с появлением психических новообразований в мотивационной и личностной сфере. Игнорирование этих особенностей развития взрослыми приводит к тому, что подростки начинают защищаться в ситуациях давления, ограничения желаний, унижения личности. Наложение запретов без рационального объяснения, ограничение самостоятельности, недоверие, насмешки над неудачами и др. подталкивают подростка к применению вербальной или физической агрессии. Главным условием преодоления агрессивного поведения подростков является обнаружение конкретных его причин и преобладающих форм. Если агрессивность порождается нарушением системы детско - родительских отношений, необходимо пытаться конструктивно повлиять на данную сферу с целью изменения самой системы отношений. На наш взгляд, только те родители, которые в отношениях с ребенком придут к компромиссу, найдут «золотую середину», смогут обучить своих детей преодолевать агрессию.
Источник: Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (92). C. 13-15. ISSN 1993-55. Список литературы 1. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336с. 2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001. 464 с. 3. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб.: Питер, 1997. 688 с. |
Контакты
Наш адрес: 678100, РС (Я), Олекминский район,
г. Олекминск, ул. Молодежная, д. 10
Тел/факс: 8 (41138) 3-14-44
E-mail: mkuuoor@mail.ru
Анонсы