Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» как основа развития конкурентоспособной личности.
Уважаемые Михаил Ефимович, Александр Алексеевич, Егор Афанасьевич, участники августовского совещания работников образования!
Новый учебный год начинается с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В течение последних лет общественность активно участвовала в обсуждении проекта. По итогам этой работы произошли концептуальные изменения в законодательстве, подкреплены многие инновационные направления в сфере образования, все они, несомненно, влияют на возможности системы в воспитании нового человека. В связи с этим тематика августовского совещания посвящена правовым основаниям для развития конкурентоспособной личности и ключевым проектам, которые нам предстоит реализовать с нового учебного года. Для этих проектов ориентиром также являются Послание Президента Российской Федерации и Президента Республики Саха (Якутия).
Развитие страны в условиях конкуренции имеет свои корни в системе образования, так как оно связано с качеством человеческого и интеллектуального потенциала России. Школа, выпускающая личность, которая способна активно участвовать на меняющемся рынке труда, в жизни общества, является конкурентоспособной. Предлагаю обсудить наиболее важные направления работы по созданию условий для развития конкурентного дошкольного, школьного и дополнительного образования.
Начнем с дошкольного образования, которое федеральным законом впервые признано самостоятельным уровнем системы общего образования. В связи с этим в дошкольном образовании будет вводиться федеральный государственный образовательный стандарт, нацеленный на развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В соответствии со стандартом в дошкольном возрасте закладывается основа для личностного роста и успеха в будущем.
В целом наша система готова к введению стандарта, вместе с тем предстоит решить задачи обеспечения 100 % доступности дошкольного образования для детей с 3 до 7 лет к 2016 году, передачи нормативного финансирования с муниципального уровня на региональный, предоставления равных финансовых гарантий дошкольного образования в частных организациях наравне с муниципальными, доведение заработной платы дошкольных педагогов до средней по отрасли в республике.
Предстоит подготовить сотни дошкольных работников для работы в новых детских садах, создать персонифицированную систему повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС, внедрить информационные технологии в управление системой, разработать учебно-методические комплекты с учетом региональных особенностей. Для дальнейшего развития системы нам необходимы лидеры дошкольного образования высокой квалификации, магистры российского и международного уровней, эксперты в системе оценки качества дошкольного образования.
В апреле этого года в целях реализации указа Президента России Правительством Республики Саха (Якутия) утверждена Дорожная карта мероприятий, направленных на ликвидацию очередности, а также на повышение эффективности системы образования и науки. На федеральном уровне приняты беспрецедентные меры по поддержке регионов в модернизации систем дошкольного образования. Министерством образования и науки России совместно с Правительством республики реализуется инвестиционный проект по инновационному развитию дошкольного образования.
Задачи, поставленные перед нами будут решены, в этом есть уверенность, так как приняты все концептуальные и нормативные документы. Решения муниципальных органов будут находиться на контроле министерства образования и правительства в целом, с целью неукоснительного исполнения планов ликвидации очередности, недопущения резкого роста родительских взносов за уход и присмотр детей и обеспечения качества дошкольного образования.
Следующее на чем хотелось бы остановиться– это новые возможности, предоставляемые законодательством для обеспечения вариативности образования в системе общего образования. Это касается образовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей и профильное обучение. Понятие «качество образования» впервые закреплено в новом Федеральном законе. На современном этапе каждая школа должна выработать свою конкурентную стратегию для достижения новых результатов образования. В систему оценки качества образования вводятся новые формы итоговой аттестации, общественная экспертиза программ и учебников, а также самообследование и мониторинг соответствия условий в образовательных учреждениях.
Независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитации становятся важнейшим механизмом формирования и поддержания добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг.
Наряду с учителем за получение детьми качественного образованияответственность несет семья. Эта ответственность, а также права и обязанности родителей закреплены в статье 44 закона.
В преддверии августовского совещания мы представили на обсуждение возможные показатели для общественной оценки качества образования по проекту «100 лучших школ». Предлагаем в каждом муниципальном районе еще раз обсудить с родителями и общественностью, какие школы по результатам деятельности можно включить в этот список. По итогам этого внедрить механизм общественного поощрения и финансового стимулирования их деятельности. Индикаторы должны отражать удовлетворенность родителей качеством образования, соответствие современным требованиям, создание условий для развития способностей детей.
В своем Великом столетнем плане государственный деятель Якутии Платон Алексеевич Ойунский предрекал (в 1927 году), что до 2010 года при каждой школе будут созданы лаборатории, поэтому каждый ребенок, обучаясь в школе, будет все знать и уметь. Лаборатории, действительно, создаются. Профильное обучение в нашей республики имеет хорошие традиции, вместе с тем сегодня необходимо пересмотреть направления обучения с учетом потребностей экономики, науки и современных технологий.
Предлагаем расширить программы химико-технологического профиля, информационно-технологической, физико-технической направленностей с развитием высокотехнологичной образовательной среды, созданием лабораторий и школьных технопарков. В этом направлении начата реализация сетевого проекта «Школьный технопарк как фактор инженерного образования».
Отдельного внимания требует традиционное для нашей республики школьное физико-математическое образование.
Этот вопрос обсуждался на январском совещании работников образования два года назад.
На федеральном уровне разработан проект Концепции, согласно которой математика выдвигается как национальная идея России в XXIвеке.
В первую очередь, речь идет о непрерывном образовании математических лидеров из числа одаренных детей и молодых людей. Мы всецело поддерживаем ключевые идеи Концепции. В дополнение к ним мы намерены поддержать развитие таких интеллектуальных игр, как шахматы, шашки и динамическая игра преследований ЖИПТО (Сонор). В этом году приобретены более 2 тысяч шахмат, издаются специальные пособия. Предлагаю все руководителям школ подключиться к шахматному всеобучу.
В соответствии с Концепцией будет осуществляться грантовая поддержка наиболее отличившихся школьников для обучения в признанных образовательных центрах углубленного изучения математики России.
Следующий этап – объединение усилий с Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров республики для обучения и стажировки в зарубежных странах.
Опыт в этом направлении в республике имеется. Среди примеров успешной самореализации одаренных школьников из числа призеров олимпиад назову Владимира Шаройко, выпускника Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова, ныне доктора биологических наук, научного сотрудника Центра исследований диабета Лундского университета (Швеция), Айсена Татаринова, выпускника Московского физико-технического университета, аспиранта университета в Техасе, Артема Кузнецова, студента химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, соавтора международных научных публикаций по направлению «Нанотехнология».
В целом, необходимо увеличить количество обучающихся и успешно осваивающих углубленные программы по математике в общем образовании, дополнительном образовании детей, отдельно – по дистанционным программам с тьюторской поддержкой и качественной аттестацией.
Для уверенного вступления школьников в жизнь важное значение имеет профессиональное обучение в средней школе. В федеральном законе предусмотрено, что профессиональное обучение по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах среднего общего образования предоставляется бесплатно.
Это направление нашей работы требует коррекции в соответствии с Концепцией дуального образования в республике. Надо добиться, чтобы профессиональное обучение в школе осуществлялось на основе государственного и муниципального задания и больше выпускников получали свидетельство о профессиональном обучении в школе, как это делается, к примеру, в агропрофилированных школах.
В Год развития села сеть агрошкол расширяется, в перспективе содержательное обновление их работы, внедрение новых агротехнологий, создание агротехнопарков. Все школьники и педагоги должны владеть основами предпринимательства, уметь грамотно вкладывать финансовые средства в свое здоровье и развитие, быть готовыми открыть свое дело, которое можно начать в школьных АйТи-, техно- и агропарках, школьных хозяйствах.
Для экономики республики необходимы рабочие кадры высокой квалификации. В новом учебном году предлагаю особое внимание обратить на профессиональную ориентацию школьников. Наша работа по межведомственному проекту «Профессиональное будущее Якутии»продолжается. Совместно с профильными министерствами подготовлены пособия «Транспорт», «Предпринимательство», «Связь и информатизация». В этом году будут изданы пособия «Агропромышленный комплекс», «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика», далее – «Педагогика и образование».
Идет внедрение новых образовательных стандартов, но проблемы соответствия условий сельских школ новым требованиям все еще остаются актуальными. В связи с этим мы поддерживаем намерение Минобрнауки России по запуску проекта по модернизации сельских школ, находящихся в сложных социальных условиях. Республика готова активно участвовать в этом проекте.
С учетом того, что более 70% школ расположено в сельской местности, задача повышения эффективности их деятельности находится в центре внимания государства и общественности. Демографическая ситуация в селе все еще остается сложной, тенденция сокращения численности детей сохраняется. Новый закон предоставляет возможность создания крупных образовательных организаций, в состав которых войдут школы, детские сады, учреждения дополнительного образования.
Федеральный закон содержит и статью об особенностях финансового обеспечения малокомплектных сельских школ. Анализ деятельности таких школ показывает, что основная проблема заключается в недостатке коммуникации. Что касается обучения по предметам, то оно ведется по индивидуальной траектории и результаты сопоставимы с показателями полнокомплектных школ. Итоги ЕГЭ малокомплектных школ 2013 года показывают, что по сравнению с 2012 годом в 4 раза сократилась доля выпускников, не сдавших ЕГЭ по математике и в 5 раз доля выпускников, не сдавших ЕГЭ по русскому языку. Средние показатели ЕГЭ в 2013 году малокомплектных школ республики по русскому языку и математике выше среднереспубликанских и среднероссийских показателей.
Один из выходов обеспечения доступности качественного образования сельских школ, расположенных в труднодоступной местности, это -развитие дистанционного образования. Отмечаю, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, сетевые формы обучения получили правовое подкрепление в новом законе. Развитие этих форм сегодня сдерживается скоростью Интернета. Качественного скоростного Интернета нет в 67 малокомплектных школах, 153 малокомплектные школы имеют проблемный выход в сетевое пространство.
В перспективе пилотный проект дистанционного обучения в малокомплектных школах должен быть расширен там, где имеется скорость не менее 512 килобит в секунду в точке доступа, а канал не менее 1-2 мегабит на село. Совместно с Министерством связи и информационных технологий республики технические возможности проанализированы и выявлены точки роста. С 2015 года ситуация должна измениться в корне в целом для Дальнего Востока.
Работа по созданию интерактивной образовательной среды, способствующей развитию конкурентноспособности детей с особыми образовательными потребностями и детей, проживающих в сложных социальных условиях – одно из ключевых направлений модернизации общего образования.
Эффективность данного проекта проявляется:
Это результат государственной политики по улучшению положения детей в Республике Саха (Якутия) в отношениидетей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются.
Нами изучается и внедряется передовой мировой опыт инклюзивного образования. Утверждена Концепция инклюзивного образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы. Государственная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья уже приносит видимые результаты.
Об успешной социализации и повышении конкурентоспособности говорят достижения выпускников - золотых медалистов МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №35» городского округа «город Якутск». Петухова Гликерия, выпускница 2011 года, в настоящее время учится в университете города Харбина, изучает иностранные языки. Заболоцкий Юра, выпускник 2012 г., поступил в СВФУ на факультет прикладной информатики.
Бутусова Кристина, выпускница 2013 года, активная участница всех школьных, городских, республиканских, российских, международных конкурсов.
Основой для развития конкурентоспособности несомненно остается здоровье детей. В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%.
Для решения этой задачи требуется создание современной и эффективной государственной системы физического воспитания и формирования нетерпимости к употреблению психоактивных средств, табака и алкоголя. Проект Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса представлен на обсуждение. Следует отметить, что в нашей республике работа по внедрению комплекса нормативов с учетом региональных особенностей ведется многие годы. Мы уверены, что наши учителя физической культуры, тренеры, педагогические коллективы справятся с задачей повышения уровня физической подготовки детей.
В связи с введением новых стандартов усиливаются возможности для всестороннего развития детей и их духовно-нравственного воспитания.В центре внимания - дополнительное образование детей. Именно эта система в интеграции с внеурочной деятельностью призвана развивать способности детей, повышая их конкурентоспособность. Дополнительное образование детей поддерживается общественной организацией «Воспитание – всем обществом», организацией дан старт инициативе «Каждый ребенок талантлив».
В прошлом учебном году мы направили более 100 млн.рублей на укрепление учебной базы школ для дополнительного образования: приобрели робототехнику, станки и кузнечное оборудование, спортинвентарь, ввели 40 спортивных площадок с искусственным покрытием, таким образом создали базовые условия для внедрения федерального государственного образовательного стандарта в школе и работа в этом направлении будет продолжаться.
Начиная с 1 сентября этого года, запускается новый республиканский проект «Музыка для всех». По этому проекту в течение 5 лет школьники должны овладеть навыками игры на музыкальном инструменте, все детские сады и школы будут оснащены кабинетами музыки. Руководителям образовательных учреждений с нового учебного года необходимо использовать возможности нового стандарта для музыкального образования, предусмотреть расширение числа музыкальных кружков и студий, выделить часы внеурочной деятельности на курс обучения на музыкальном инструменте, организовать работу по созданию школьных оркестров, повысить квалификацию действующих учителей музыки и музыкальных руководителей дошкольных учреждений, привлечь педагогов музыкальных школ, родителей, энтузиастов сферы культуры к реализации этого общественно-значимого проекта.
Известно, что основы духовно-нравственной культуры закладываются родителями, образование создает условия для воспитания патриотизма, любви к родине. В каждом нашем образовательном учреждении изучается предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)». В этом году издана новая примерная программа этого курса со 2 по 9 класс.
В преддверии Года культуры в Российской Федерации предлагаем реализовать проект «Музейный образовательный туризм», который предусматривает организацию походов, экспедиций классных коллективов по историческим местам нашей страны. Общекультурные и экологические проекты, начатые в Год охраны окружающей среды, нужно продолжить и развивать, их роль в воспитании гражданина чрезвычайно значима.
Для развития социальной одаренности школьников в республике развивается современная модель детского движения. Создан Совет по развитию детского движения при Президенте Республики Саха (Якутия), разработаны Концепция развития детского движения в республике и Программа единого детского движения «Саха Сирин Кэскилэ - Мы будущее Якутии».
К 100-летию образования республики объявляется старт новому проекту – «100 детских инициатив». В республикедети активно участвуют в социальных проектах по работе с социально незащищенными группами населения, по благоустройству школ и пришкольных участков, охране окружающей среды и других. В новом проекте основным должен стать принцип применения новых знаний, нацеленность на технологии для будущего.
Одним из ключевых направлений нашей работы должно стать языковое развитие и коммуникации. Кроме родного и русского языков, наши выпускники должны знать иностранный язык, он становится в ряд обязательных предметов.
Современные дети и взрослые имеют новую мотивацию для изучения языков, находя сферу общения и бизнеса в других странах, в том числе через сеть Интернет. К примеру, экономика Китая достигла такого уровня, что другие страны вводят в школах китайский язык. Английский язык уже можно изучать в Китае. В первую очередь, это обусловлено глобализацией экономики. В этом плане, к сожалению, мы отстаем.
В свое время в республике была принята Концепция школьного языкового образования, в основу которой заложена идея формирования многоязычной личности. Сегодня выросло новое поколение родителей, которые понимают роль и значение иностранных языков для будущего и готовы вкладывать средства в языковые курсы. Лучшие наши школы участвуют в международных проектах на иностранных языках, успешно работают ассоциированные школы ЮНЕСКО, международные летние школы. Реализуется международный проект «Динамичный английский «Дайнет», организовано сотрудничество со школами английского языка в Торонто, международной школой бизнеса в Южной Корее, школой для подготовки одаренных детей в Пекине и другими. Большие перспективы имеет международное образование, в частности, по проекту «Международная арктическая школа ООН» и «Умная школа».
Поэтому с этого года мы начинаем реализацию проекта «Иностранные языки в Якутии», по которому предусмотрено обучение иностранным языкам не только детей и школьных преподавателей иностранных языков, но и других предметников. Лучшие учителя пройдут стажировку в зарубежных странах.
В целом необходимо укреплять межрегиональное и международное сотрудничество и в наших школах должен быть куратор направления работы по внешним связям.
В заключение остановлюсьна задачах, которые предстоит решить по повышению профессиональных компетенций учителей. Учитель должен быть готов к изменениями быть способным меняться сам.
В Трудовой кодекс Российской Федерации с этого года вводится статья о квалификации работника. Ее уровень для каждого специалиста будет определяться в соответствии с профессиональным стандартом. Стандарт выдвигает новые требования к личности педагога, которые нельзя отделить от его профессиональных качеств. В то же время, стандарт выступает как средство отбора педагогических кадров. И здесь мы совместно с Северо-восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова работу уже начали.
Существующие формальные критерии качества педагогического труда часто далеки от потребностей детей. Сегодня каждый педагог должен быть мотивирован на повышение профессиональной квалификации и стремится пройти переподготовку для того, чтобы работать по новому стандарту. Мы верим в то, что наши педагоги готовы и способны к саморазвитию.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» государство признает особый статус педагогических работников и гарантирует, что учителя будут получать не меньше средней зарплаты по экономике региона. Это в свою очередь повышает ответственность учителя за результативность труда. В связи с этим требуется переход на «эффективные контракты» с учителями и с руководителями образовательных организаций.
Все вышеназванные инициативы соответствуют государственной образовательной политике и Стратегии развития образования до 2020 года.
Перед нами стоят масштабные задачи развития от конкурентоспособной личности к конкурентоспособному образованию и конкурентоспособной нации.
Предложения в рекомендации августовского совещания можно направить на адрес Министерства образования Республики Саха (Якутия):minobr@sakha.gov.ru
Поздравляю всех с наступающим новым учебным годом, желаю всем плодотворной работы, успехов и здоровья!
Источник: http://sakha.gov.ru
Контакты
Наш адрес: 678100, РС (Я), Олекминский район,
г. Олекминск, ул. Молодежная, д. 10
Тел/факс: 8 (41138) 3-14-44
E-mail: mkuuoor@mail.ru
Анонсы