Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Семья - это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Важно понимать, что выбор, который ребёнок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности.
Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пути пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности.
Возможно, выбранный ими профиль обучения или профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново.
Профессиональное самоопределение молодежи - сложный, многофакторный и многоаспектный процесс. Разными сторонами этого процесса занимаются многие науки. Вопросам выбора профессии, профессиональной ориентации, начала трудовой жизни, жизненных путей молодежи посвящены многие научные исследования последних лет, научные статьи и книги [1, с. 190].
Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Многих родителей беспокоят эти вопросы. Мы прекрасно понимаем, что рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда и на данный момент от выпускника требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. На сегодняшний день актуальны такие вопросы, как безработица, невостребованность профессий, необходимость переподготовки кадров. А также изменились условия поступления в ВУЗы, ССУЗы, предъявляются все новые требования к образованию. Ежегодно меняется рынок труда, появляются новые профессии (например: логисты, специалисты в области нанотехнологий, специалисты в области программирования), многие профессии «умирают» или становятся невостребованными. На сегодняшний день человеку нужно стремиться к овладению не одной только профессией, а несколькими смежными.
Ошибочный выбор профессии сейчас слишком дорого стоит. Это и ощущение собственной неуспешности, и неудовлетворенность собственной жизнью, и упадок духа и сил, и потеря смысла жизни, и многое другое. Последствия могут быть слишком трагичными, поэтому мы не можем оставить без внимания вопрос выбора профессии, которое предполагает профильное обучение в старшей школе. И сегодня школьник должен сделать грамотный выбор будущей профессиональной деятельности.
И основной вопрос, который я хочу обсудить, - как и чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе жизненного пути.
Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловен. Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Мы также хотим, чтобы они получили надежную и высокооплачиваемую профессию[2, с. 133].
А теперь давайте посмотрим, какие искушения стоят перед подростком, когда он выбирает себе профессию, на что он может ориентироваться.
1. Мода и популярность профессии, которые пропагандируются, в основном СМИ. Это временное преобладание каких-либо вкусов и мнений. Но не всегда то, что модно, оказывается наиболее подходящим. Надо учесть, что мода на профессии достаточно быстро меняется. И к тому времени, когда ребенок закончит профессиональное обучение, модными могут стать совершенно другие профессии. Ведь недаром слово «престижность» происходит от латинского и обозначает «иллюзия, обман чувств».
2. Это приблизительное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Например, многие подростки утверждают, что хотят стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У них отсутствуют знания о содержании профессиональной деятельности, о возможных условиях труда, об уровне зарплаты. Они также могут смешивать понятия «профессия» и «должность».
3. Семейные традиции. «Хочу быть врачом как мама» или «шофером как папа». В этом случае подросток идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. Но ему известно, какие качества он должен будет проявить, выбрав профессию родителей.
4. Материальная сторона. Зачастую ребята не учитывают, что зарплата зависит от стажа работы, опыта, квалификации. И наличие диплома никак не может гарантировать сразу высокий статус и материальное вознаграждение.
5. Влияние сверстников. Буду выбирать тот профиль или то учебное заведение, который выбрал мой друг. Мы вместе столько продружили, что я не представляю как мы будем отдельно друг от друга.
6. Ориентация на мнение случайных людей. Есть вероятность того, что хорошее мнение о человеке переносится на саму профессию, так этот человек является для него авторитетом.
7. Внешнее впечатление о профессии без учета того, что реально предстоит выполнять большую часть времени (например, стюардесса, геолог …)
8. Выбор вопреки или назло кому-нибудь. Например. Говорят родители или друзья, что медведь на ухо наступил – ну ничего, когда увидят меня на эстраде, что тогда скажут.
9. Недостаточный учет собственных способностей.
10. Игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют многие профессии.
11. Отсутствие запасных вариантов выбора. Подростки не всегда задумываются о возможной неудаче, а запасные варианты могут его подстраховать[3, с. 100].
И родители должны понимать, что все перечисленные особенности выбора могут повлиять на выбор профессии подростком. И это есть выбор, ориентированный на внешние формы. Все, в чем ошибается подросток, или не учитывает при выборе, должен взять во внимание и тактично объяснить и направить на верный путь родители.
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. И у каждого из взрослых есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая передаем ребенку.
Но и здесь, советуя своим детям, родители также могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбах детей. Среди часто встречающихся причин, приводящих к неправильному «подсказыванию» со стороны родителей в выборе профессии, следующие:
1. недостаточная информированность о профессиях самих родителей.
Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.
2. неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.
3 незнание самих правил выбора профессий. Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.
4. автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.
5. Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения[4, с. 38].
Очень важно помочь ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный им выбор вовремя.
Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них. Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в, то, же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить «назло» родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.
Нужно найти «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайняя позиция: «Пусть все решает сам» и «Что он без меня решит»- в конечном счете, приведут к отчуждению между вами.
Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным «на его волну», не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек «состоит» из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и «климат» общения, то есть уровень и образ жизни[5, с. 76].
Важно понимать, что выбор, который подросток делает сейчас, может быть неокончателен. Никто не знает как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда, какие профессии будут востребованы. Так или иначе, многие из нас на протяжении жизни меняют профессию, а кто-то остается верен выбранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать по какому пути пойдут ваши дети.
Но главное, что тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. И как бы они не стремились к самостоятельности, - важным является поддержка со стороны взрослого. Для них важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы они путь не выбрали. Это ощущение придает уверенности в собственных силах и побуждает к достижениям.
Татаркина С.Н.
Литература:
1. Грецов, А. Выбираем профессию. Советы практического психолога / А. Грецов. – Питер, 2007. – 215 с.
2. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – М.: Академия, 2008. – 220 с.
3. Махаева, О. Л. Я выбираю профессию / О. Л. Махаева, Е. Е. Григорьева. – М.: УЦ «Перспектива», 2009. – 126 с.
4. Общая психология / Под ред.В. В. Богословского, А. Г. Ковалевой, А. А. Степановой, С. Н. Шабалиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2007. – 306 с.
5. Переведенцев, В. И. Человек выбирает профессию / В. И. Переведенцев. – М.: Академия, 2008. – 94 с.
Контакты
Наш адрес: 678100, РС (Я), Олекминский район,
г. Олекминск, ул. Молодежная, д. 10
Тел/факс: 8 (41138) 3-14-44
E-mail: mkuuoor@mail.ru
Анонсы