Главная

Тетрадь раздора, или почему рабочие тетради должны предоставляться бесплатно.

    Ежегодно вопрос обеспечения школьников рабочими  тетрадями становится головной болью и для родителей, и для органов управления образования. Дело в том, что обеспечение рабочими тетрадями не имеет однозначной трактовки.

  Однако, использование рабочих тетрадей является неотъемлемой и неделимой частью учебно-методического комплекса, призванной удовлетворить требования ФГОС, способствует повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, служит хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала. Работа с такими тетрадями занимает 25-50% времени урока.  Вместе с учебником рабочая тетрадь  представляет собой единый учебный комплект.  Рабочие тетради на печатной основе предназначены для индивидуального (одноразового) использования  и  не могут использоваться в школьных библиотеках многократно на возвратной основе.

       Вопросы обеспечения учащихся общеобразовательных школ бесплатными учебниками и учебными пособиями, несмотря на неоднократные разъяснения Министерства образования и науки России, по-прежнему в центре внимания родительской общественности.  Различное толкование законодательных норм органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования привело к тому, что по всей стране  идет волна судебных процессов, в ходе которых родители отстаивают свои права на бесплатные рабочие тетради и иные учебные  пособия, гарантированные Законом «Об образовании».

  В соответствии со  Ст.8.1  К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:
3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
   Ст.18.2  Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
   Ст.28.2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
   Ст.28.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
     Ст.35.1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
   Ст.35.2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
   Ст.101.2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

    Согласно ГОСТ 7.60-2003  к учебным пособиям отнесены: учебно-методическое пособие, учебно-наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия.

    Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 (п.2.2) учебные издания в зависимости от функционального назначения в процессе обучения подразделяются на учебник, учебное пособие и практикум. Также в отдельную группу выделяют учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п., которые данный классификатор относит к практикумам. С декабря 2014 года пункт 2.2 в СанПиН 2.4.71166-02 утратил силу, и в настоящее время именно в СанПиН 2.4.71166-02 указано, что и рабочая тетрадь является пособием. Таким образом, никаких противоречий между  ГОСТ 7.60-2003 и СанПиН 2.4.71166-02  не имеется, а рабочая тетрадь во всех нормативах есть «учебное пособие».  

   Приобретение  родителями рабочих тетрадей и иных учебных пособий, входящих в учебно-методический комплект, утвержденный директором образовательного учреждения, за свой счет противоречит ст.101.2 Закона «Об образовании».

    Таким образом, если администрация школы включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в учебном процессе, который утверждается приказом директора школы, то возникает правовая база для их закупки за бюджетные деньги.

      А вот всё то, над чем, по мнению учителя, ещё полезно было бы поработать ученику, наряду с обычными рабочими тетрадями,  можно  предложить учащемуся  в виде рекомендации. Сочтут ли законные представители учащихся  необходимым приобрести данные издания или посчитают их приобретение излишним – их личное дело.

     При этом администрация общеобразовательной организации не вправе требовать их обязательной покупки.

 

Отдел методической  работы МКУ  «УООР»

Возврат к списку

amp=new Array(); x_pos=new Array(); y_pos=new Array(); stx=new Array(); sty=new Array(); deltax=new Array(); obj=new Array(); for (i=0; i"); } obj[i] = document.getElementById("sn"+i); } function flake() { for (i=0; iheight-49) { x_pos[i]=Math.random()*(width-amp[i]-29); y_pos[i]=0; } deltax[i]+=stx[i]; obj[i].style.top=y_pos[i]+"px"; obj[i].style.left=x_pos[i]+amp[i]*Math.sin(deltax[i])+"px"; } setTimeout("flake()", 40); } flake();